Речевая зарядка
Цель
речевой зарядки —
подготовить голоса детей к речи.
В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация.
Речевые зарядки обостряют слуховое внимание,
улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно
приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить
интонационную выразительность.
Речевые зарядки дают еще и
терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность
детей.
Разучиваются речевые зарядки с
имитацией движений, соответствующих содержанию текста.
Речевые зарядки можно использовать
на различных занятиях. Они не только способствуют развитию речевой моторики,
но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.
Постепенно формируется понятие о
красивой правильной речи и ее компонентах: интонационная звучность,
выразительность, темпоритм, красивый тембр.
Речевые зарядки проводятся в разных
условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и т.
д.). Например:
Н.Мясникова
Мы ногами — топ-топ-топ, А руками — хлоп-хлоп-хлоп, Головою — круть-круть-круть, Постучали в грудь-грудь-грудь. Пяточками — топ-топ-топ, По коленкам — шлеп-шлеп-шлеп. Мы конфетку — ам-ам-ам И погладим по бокам, А потом животики, Улыбнулись ротики. |
- все
движения выполнять в соответствии с текстом. |
Н.Сухова
Мы на горку поднимались По ступенькам ледяным. - В санки сели? - Сели, сели. Ух! Летим. |
- руки
одна за другой на каждые два
слога поднимать вверх; - руки
быстро опустить вниз. |
Н. Сухова
Покажите-ка ребята, как мы в лес шагали? Вот так, вот так, весело шагали. Налетели комары, мы их отгоняли. Вот так, вот так, мы их отгоняли. Рассердились и потом шишки в них кидали. Вот так, вот так, шишки в них кидали. Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались. Позабыли мы про шишки и домой помчались. |
-шагаем; - отгоняем
руками комаров; - кидаем «шишки»; - побежали. |
Речевые игры с движением
Белый пух, снежный пух, -
легко прикасаться ладошками к
Все-все-все в пуху вокруг. различным
частям тела
Пух на шапках, (по
тексту)
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно – ух!
Кто щекочет? Пух.
А.Усачев
Шуршат осенние кусты, - круговые
движения пальчиками
Шуршат на дереве листы. по ладошке или выемке стопы,
Шуршит камыш, можно
двигать тыльной стороной
И дождь шуршит, одной
ладошки внутри другой
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
ТУЧА И СОЛНЫШКО
Е. Матвиенко
Плакса-туча прибежала, Горько-горько плакать стала. А потом она пропала, Солнышко вдруг засияло! А-а-а-а! |
- шлепки по коленям; - указательным пальчиком быстро ударять по
коленкам; - сжать пальчики в кулачок; - медленно раскрыть ладошки; - поднимать вверх ладошки-«солнышки». |
ЛЕТО
Е.Матвиенко
Вот бегает по лужицам Лето в босоножках. Пойдем и мы попрыгаем Под дождиком немножко! |
- пальчики «бегают» по коленкам; - шлепки по коленкам. |
КАПУСТА
Т. Дунаева
Дети сими придумывают
движения руками. Играть можно парами - один из партнеров превращается в
«капусту», затем дети меняются местами.
Упражнение
снимает мышечные напряжения во всем теле, его можно использовать как паузу между
сложными упражнениями.
Мы капусту
рубим, рубим.
Мы морковку
трем, трем.
Мы капусту
солим, солим.
Мы капусту
жмем, жмем.
САПОГИ
Г. Лагздынь
Упражнение для ног, выполняется сидя на стуле.
В прихожей лежали, Тропинкой бежали, По грязи топтались, Над речкой болтались! Когда их ругали, Они убегали, Под лавку влезали И ваксу лизали. |
- ножки стоят вместе, руками гладим их; - топы на месте в ритм строчки; - тяжелые шаги; - вытянуть ножки вперед, поболтать
ими и оставить в вытянутом положении; - пошлепать по ногам; - ноги опускаются в вытянутом поло-жении и
легко топают; - приближаются к стулу; - шаркающие движения
ступней. |
ПАРОХОД
Р.Сеф
Упражнение
выполняется сидя на стуле.
Ванна - море. Я - пароход. Полный назад! Полный вперед! Право руля! Лево руля! Мчусь я по морю, Ногами бурля Я бы доплыть До Австралии мог, Но у Петровых Протек потолок. |
- описываем руками большую ванну вокруг
себя; - руки вытянуть вперед, копчики пальцев
соединить (образуется "нос корабля") - как можно дальше откинуться назад; - как можно дальше подать туловище вперед - наклоны вправо и влево; - отрывать ноги от пола, высоко поднимая
колени; - покачивание вперед и назад; -ладони приложить к щекам. |
(говорить последние две строчки медленно.)
МИШКА
русский фольклор
Упражнение на
сочетание расслабления и активации движения. Первый раз игра идет в очень
медленном темпе, далее темп ускоряется.
Шел мишка к броду, Бу-у-лтых в
воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, Вылез, Высох. Стал на колоду - - бу-у-лтых в воду! |
-
ходьба на месте; -
на ударный слог сесть на стул; -
руки как плети, двигаются назад и
вперед; -
расслабленное туловище
"падает"
и лежит на
ногах, голова и руки
также полностью
расслабляются; -
чуть-чуть пошевелиться в таком расслабленном состоянии; -
поднять туловище; -
выпрямить спинку, потрясти
головкой; -
встать; - игра начинается с начала, но быстрее. |
СЕНЕЧКИНО СЕМЕЧКО
В этом упражнении
присутствует важный элемент "вырастания" - выпрямления всего тела.
Упражнение выполняется стоя.
Из кармана Сенечки Выпрыгнуло Семечко, В земли рыхлую упало – Там до темных дней проспало, (темп замедлить). Только семечко проснулось, Сразу к солнцу потянулось. Стебель над землей высок! Сверху вниз глядит цветок: - Здравствуй, Сеня-Сенечка! Хочешь вкусных семечек? |
- в ритме четвертей похлопать по
изображаемым карманам; - 1 и 2 пальцы обеих рук сложить в колечки, коротко дотронуться на
1-ый слог до "карманов"; - дотронуться до пола, присесть, руки
положить на пол; - головку наклонять, одновременно
постепенно обхватывая ее руками, глаза закрыть; - головка поднимается, глаза открываются; - встаем, головку вытягиваем вверх; - хорошо выпрямляем спинку; - посмотреть на пол; - поворачивать головкой в разные стороны. |
ЗНАЕТ НАША РЕЧКА
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВЕЧКО
Г.Лагздынь
Как промолвит речка Волшебное словечко, Позабыв о драке, Засыпают раки. (замедляя) Спят лягушки сладко Под корягой гладкой. А у берега в тиши Тихо дремлют камыши. Знает наша речка Волшебное словечко. |
- волнообразные движения руками; - прямые ладони рук поставить по краям
губ; - ударяем в ритме строчки кулачком о
кулачок; - тихие спокойные шлепки по коленям; - руки перед грудью поочередно мягко
покачиваются; - спрятать кулачки в подмышки. Руки
крест накрест; - руки постепенно, покачиваясь,
поднимаются вверх; - руки,
покачиваясь, опускаются вниз; - как в начале. |
Я ПО КОМНАТЕ ХОЖУ
Г. Лагздынь
Дети могут придумать движения самостоятельно.
Вариант игры
Я по комнате хожу, Я порядок навожу. Тряпкой полочки
протру, Уберу все быстро, Будет в доме чисто. |
- ходьба по комнате (или на месте); - движения такие, как будто бы руки кладут
предметы на разные по высоте и по длине полочки; - представить очень длинную полочку и
«протереть на ней пыль» крупными движениями слева направо и справа налево; - любые решительные движения рук; - развести руки в стороны. |
ОБЛАКА
С.Михалков
В этом упражнении можно
придумывать различные возможности движений целостной pyкой, чуть согнутой в локте с чувством
мышечного движения во всем теле. Важно обратить внимание на то, чтобы не
провисала кисть, и хорошо ощущалось движение лопатки.
Вариант игры.
Темп медленный,
интонации голоса распевные.
Облака, облака, Кучерявые бока. Облака кудрявые, Целые, дырявые. |
- движения рук по кругу (2 раза); - руку согнуть в локте, активное, крупное движение
или по линии восьмерки (оо), или по
произвольным линиям. В этом случае активизируется движение крупных мыши
плеча и спины; - руки вытянуть, крупное круговое
движение; - мелкие круговые движения; - очень большое круговое движение; - имитация протыкания «дырок в облаке». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий