понедельник, 4 мая 2020 г.

Логоритмика на музыкальных занятиях

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.
Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?
Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика.
Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…
А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.
Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:
• валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);
• дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
• артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
• игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
• пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
• речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
• сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
• коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
• музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).
Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.
Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.
Практическая часть
1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"
Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.
Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).
И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").
Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).
Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).
2. Дыхательная гимнастика.
Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.
"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки всё сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.
3. Артикуляционная гимнастика.
Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.
"Снеговички и Сосульки"
Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).
"Ах, какие же вы толстячки!"
Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).
"Не такие уж мы толстячки!"
А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).
"О, да вы ещё и сердиты!"
Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).
"У-у-у! Мы действительно сердиты!"
Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).
"Разговаривать с вами не будем!"
А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.
"Мы играть с вами тоже не будем!"
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
4. Игровой массаж.
Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
"Капуста"
Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).
Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).
Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").
Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).
5. Пальчиковая игра.
Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.
"Я хочу построить дом".
Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).
Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).
Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).
Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными
пальцами).
Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая
большой мяч).
Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем
двигают вверх-вниз ("собачка лает").
Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).
Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).
Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).
Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).
Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).
Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,
покачать из стороны в сторону).
А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дипломы победителей