Приобщение детей к музыкально-ритмическим движениям в соответствии с
требованиями ФГОС
На протяжении многих
лет я работаю над темой «Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям»
и в связи с введением в 2014 году ФГОС дошкольного образования, данная тема не
потеряла своей актуальности, так как особое внимание уделяется творческой
всесторонне развитой личности ребенка, где немаловажную роль играет музыка и
музыкально – ритмические движения.
Определила
цель своей работы:
Цель – развивать в
каждом ребёнке творческую личность посредством приобщения к музыке и движениям.
Для
работы, наметила следующие задачи.
1. Формировать основы
музыкальной культуры у детей
2. Развивать
двигательные навыки, ритмические способности детей на основе
музыкального искусства
3. Совершенствовать
творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений, с помощь
эмоций и импровизации
Работу с детьми строю
на основе программных требований: «Основной образовательной программы», так же
использую методическое пособие «Ступеньки музыкального развития» Е. Дубровской
к программе «Из детства – в отрочества» под редакцией Т. Дороновой.
Новизна моей работы
заключается в использовании традиционных методов, таких как показ, словесный,
наглядный и другие и нетрадиционных методов – это импровизация индивидуальная и
по подгруппам, контактная хореография и др.
Вся моя деятельность с
детьми проходит поэтапно.
Начальный
этап.
Длительность этого
этапа, зависит от в возраста детей:
если в старшем
дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) – это 3 - 4 занятия, то в младшем и среднем
возрасте (от 3 до 5 лет) – это 2 – 3 месяца, так как воспитанники младшего
дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движения под музыку
доставляет им большую радость. Но движения малышей еще не достаточно точные и
координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелик, и все они носят, как правило,
игровой характер.
Перед тем как
приступить к работе в свете новых требований, мне нужно было определить
способности каждого ребенка, заложенные природой.
В течении
ознакомительных занятий, при помощи наблюдения, я выявила на сколько каждый
ребенок раскрепощен и готов к творчеству.
Для этого использую
игры и танцы на развитие коммуникативных способностей, с использование
нетрадиционного метода импровизации (индивидуальной и коллективной).
Такие игры как «Найди
себе пару», «Все мы делим пополам» танец «Приглашение» и др.
Эти игры и танцы
способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в
пространстве, раскрепощают детей и развивают индивидуальность.
На данном этапе,
широко использую музыкально - дидактические игры, где мы с ребятами слушаем
различные жанры музыкальных произведений, произведения разного характера
направленной тематики: «Танец, песня», марш», «Весело грустно», «Узоры» и др.
Обучаю детей
элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить
девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг
друга за совместный танец.
Подготовку к
танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к
движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ.
Например: инсценировки
песен, таких как «Калинушка», «Листопад» М. Красева, «Есть у зимушки ковер»»
рн. п. и др.
Основной
этап – самый длительный, от 2 – до 4 месяцев.
На этом этапе мы
знакомимся непосредственно с музыкально – ритмическими движениями. Это
происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности (в упражнениях, в
слушании, в пении, в движении).
Здесь я использую
традиционные методы и приемы (это и показ, и объяснение, и пояснение и др., а
также разбавляю и нетрадиционными, (импровизация, показ ребенком, ИКТ).
В младшем возрасте
движения в основном образные: изображаем повадки животных, сказочных героев,
которых уже ребята знают.
В старшем возрасте,
образ – это уже танцевальная миниатюра, которая развивает у воспитанников
воображение, координацию, умение передать характер героя движениями.
Перед тем как
выполнить движение, мы слушаем музыкальное произведение, беседуем о характере,
о содержании, какие можно выполнить под эту музыку движения, импровизируем.
Совершенствую пластику
танцевальных движений.
Также мне в моей
работе помогает образный рассказ, который побуждает детей представить
какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях.
Для достижения лучшего
результата задаю детям творческие задания, в которых они используют уже
знакомые движения, с показом в них эмоций.
Применяю такой
методический прием как показ выполнения движения без музыкального
сопровождения, под счет (коллективно или под счет руководителя).
При разучивании
сложных элементов как «ковырялочка», «моталочка», «метелочка», «гармошка» и
другие, широко использую поговорки, например:
«ковырялочка»
Каблучком я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя,
Замечательная.
Такой метод как
выразительный показ движений, взрослым, формирует у воспитанников представление
о правильном способе выполнения движений.
Более наглядно
показать качественный иллюстративный материал на занятии, мне помогает
использование ИКТ. Это показ отрывков из балета, русские народные танцы,
современные танцы, что помогает более правильно, красиво и качественно выполнять
движения.
Заключительный
этап – это наш готовый продукт.
Танцевальные
композиции составляю с учетом двигательного развития воспитанников, и чтобы в
них присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы).
Музыкальный образ,
характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям по
содержанию игрового образа (например, для младших – мир игрушек, окружающей
природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших – герои волшебных
сказок, переживания различных состояний и т. д.).
Для своих танцевальных
постановок подбираю музыку со словами, это дает мне возможность применить
элементы логоритмики, то есть дети выполняют танцевальные движения,
одновременно проговаривая слова песни, что облегчает сам процесс разучивания
танца.
Стараюсь использовать
разнообразие танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный, где дети
импровизируют, исполняя каждое движение выразительно.
Задаю творческие
задания – станцевать под разную музыку: р. н. песня, современную, восточную,
чтобы ребята находили способы выражения движения.
Наблюдая за тем, с
каким интересом дети двигаются, как эмоционально передают характеры своих
героев, я заметила, что вместе с этим повысился уровень музыкально -
ритмических способностей воспитанников:
- улучшилось чувство
ритма, координация, умение ориентироваться в пространстве, проявление
творческих способностей;
- сформировались
легкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально – ритмической
деятельности;
- появился интерес к
танцу, ритмопластике.
У всех детей
наблюдается положительная динамика. Каждый воспитанник достиг определенных
результатов по мере своих творческих возможностей, которые мы развиваем в
течении музыкальных занятий.
Благодаря приобретенным навыкам, мои воспитанники с большим удовольствием
выступают с танцевальными композициями на детских утренниках и вечерах
развлечений в детском саду: новый год, 8 марта, день
матери, 9 мая и др., на родительских собраниях.
Свои образные
перевоплощения, ребята показывают в театрализованной деятельности.
Выступают мои
воспитанники на городских мероприятиях: «День матери», «День защиты детей»,
«День города», «День победы», «Новый год» и др.
На протяжении
нескольких лет я веду кружок «Озорные топотушки», и на данный момент кружок
дополнительного образования «Каблучок», где мои воспитанники в полной мере
раскрывают свои таланты.
Это подтверждает
наличие грамот и благодарностей моим воспитанникам в городских, районных,
областных и региональных мероприятиях:
- Диплом Лауреата 1
степени регионального общежанрового детского конкурса «Созвездие юных талантов»
2017год
- Диплом за 1 место по
Брянской области «Мы великие артисты» 2015г.
- Не однократные
победители и лауреаты конкурса «Книгочеи»
Моя работа не была бы
столь успешной без тесного взаимодействия с воспитателями и родителями
воспитанников.
Для повышения
музыкальной культуры педагогов, провожу консультации по вопросам музыкального
воспитания, семинары – практикумы, мастер классы.
Организовала
творческую танцевальную группу «Березонька», которая с успехом выступает в
праздничных мероприятиях не только на уровне образовательного учреждения, но и
на муниципальном уровне.
В соответствии с ФГОС
ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Родители
являются активными участниками в проведении календарных праздников и
развлечений.
Здесь взрослые
превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои
творческие способности, узнают о талантах своих детей. Совместное творчество с
детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
В заключении хочу
сказать, что музыкально – ритмическая и танцевальная деятельность наполняет
ребенка радостью, а создание радостных условий для пребывания воспитанников в
дошкольном учреждении – главная задача педагога.
В дальнейшем буду
совершенствовать технологии по теме «Развития музыкально – ритмических движений
дошкольников, средствами музыки и танца». Продолжать распространение
педагогического опыта среди педагогов.
Спасибо за внимание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий