понедельник, 25 мая 2020 г.

Статья "Дети. Музыка. Танцы в детском саду"


Статья "Дети. Музыка. Танцы в детском саду"
Эмоциональность детей, наличие интереса к музыкальным занятиям, увлеченность ими имеет большое значение для успешной работы музыкального руководителя по становлению музыкальной культуры детей. Культуры с большой буквы.
Танцы играют в этом очень важную, если не сказать главную роль, так как способствуют целостности восприятия, музыкальных впечатлений, а также более плотно и органично связывают движения с музыкой.
Танец, как один из видов музыкальной деятельности, является более комплексным, и способствует формированию у детей восприятия музыкальных образов и способности выражения их в движении в соответствии с музыкой. Если к этому добавить то, что музыкальные утренники являются для родителей одним из показателей работы детского сада, если не сказать единственным показателем, а танцы являются составной частью этих утренников, причем наиболее интересной, зрелищной, смотрибельной, то сразу становится ясно, почему танцам следует уделять много внимания. Ведь согласитесь, трудно кого-то из нас, тем более родителей удивить хорошо исполненным стихотворением или песней. Танцы нам демонстрируют нам не только музыкальные и ритмические способности детей, не только их двигательные навыки, но и способность детей к согласованным друг с другом действиями, их слаженность, а так же их эстетический вкус, так как неотъемлемой частью каждого танца является костюм и умение носить его.

Костюм – это визитная карточка любого танца. Он должен удовлетворять требованиям единообразия, аккуратности, удобства и изящества и отличаться хорошим вкусом. Нарядность и яркость костюма должна соответствовать его содержанию.
Кроме костюмов работе над танцами большую роль играет музыкальное сопровождение. Работа с простыми танцевальными образцами и используя обработанный адаптированный к детям материал, который часто бывает примитивен, мы воспитываем у детей примитивный вкус, так как жизнь не стоит на месте, а движется вперед. Достаточно сказать, что используемая нами в этих целях методическая и музыкальная литература была выпущена десять и более лет назад. Именно поэтому я в своей работе стараюсь в качестве музыкального сопровождения использовать современные музыкальные произведения, имеющие выразительную, яркую, живую мелодию, знакомые и вполне доступные детям. Слушая такую музыку, ребенок наиболее полно реализует свои возможности и при этом порой сам становится творцом и импровизатором
Прежде чем приступить к постановке нового танца, я предлагаю детям послушать предлагаемое музыкальное сопровождение. Часто даже на выбор, представляется 2- 3 мелодии. И по реакции детей, по их эмоциональному отклику об услышанной мелодии мы приходим к выводу: стоит ли использовать тот материал в качестве музыкального сопровождения к танцу. Иногда в качестве экспертов для выбора музыки я использую воспитателей, прошу их определить, какая музыка является более зажигательной или, наоборот более серьезной, торжественной фундаментальной. Так, например, уже несколько лет, «Выпуск в школу», мы проводим в форме бала. В соответствии с этим на девочках – бальные платья, на мальчиках – строгие брючные костюмы с бабочками. Утренник открывается торжественным выходом детей в парах под музыку. Музыка эта должна звучать как гимн – празднично, торжественно, величественно. В других случаях мы выбираем музыку, соответственно содержанию утренника:
Осенью – песня про дождь, для танца с зонтиками,
В Новый год – песенка о бандитах, о елочке и т.д.
.
После выбора музыки необходимо определиться с соответствующими костюмами, при этом вы либо опираетесь на уже имеющиеся в вашем распоряжении комплекты костюмов, либо решаете вопрос о создании новых. Определенно одно: костюмы обязательно должны быть. Они должны быть одинаковые, красивые, качественные и непременно должны соответствовать содержанию вашего танца. Потому что без костюмов любой самый удачный танец даже при хорошем удачном сопровождении абсолютно не смотрится. Те, кто ежегодно водит детей в начале лета в «Золотую долину» достаточно вспомнить, как не интересно наблюдать репетиции танцев, и как, казалось бы, неожиданно и эффектно выглядят эти же танцы во время концерта, когда дети все уже в костюмах.
Иногда для соответствия образцу танца необязательно готовить костюмы целиком, достаточно несколько атрибутов. Мы, например, для танца бандитов изготовили только галстуки и шляпы – этого было вполне достаточно.
Когда вы определитесь с содержанием танца, музыкальным сопровождением и костюмами следует приступать к постановке танца. Для этого необходимо использовать танцевальные движения, рекомендованные «Программой воспитания в детском саду» для данной возрастной группы. Перечень музыкально – ритмических и танцевальных движений по возрастным группам вы можете найти в журнале «Дошкольное воспитание» №7 за 1989г.
Кроме соответствия возрасту при выборе танцевальных движений необходимо учитывать тематику стилистику танца, то есть его национальные особенности или тематическую направленность. Так при постановке национальных танцев кроме общих танцевальных движений необходимо использовать соответствующие национальные движения. Сегодня мы вам покажем характерные движения русского, украинского, восточного, латиноамериканского и эстрадного танца. Вы увидите, что можно использовать и гораздо более сложные танцевальные движения, выходящие за рамки, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду». Главное, чтобы они были доступны детям, чтобы дети легко и свободно с ними справлялись. Такие движения можно позаимствовать при просмотре передач Центрального Телевидения, в частности телепередачи «Утренняя звезда» и т.д.
После постановки танца приступаем к его разучиванию. При этом очень важен четкий и красивый показ педагогом танцевальных движений. Нужно так же научить детей слушать и слышать музыку и исполнять весь танец четко под музыку и абсолютно самостоятельно. Это вполне возможно и следует этого добиваться путем ежедневных занятий и детьми, как на плановых, так и на индивидуальных занятиях. Нужно научить детей так танцевать, чтобы в любое время в любом месте им достаточно было услышать музыку, чтобы самостоятельно исполнить весь танец, передавая его взглядом и улыбкой, не оглядываясь при этом по сторонам и на музыкального руководителя.
Когда вы так научите детей танцевать, добьетесь техничности, слаженности движений, увидите улыбку и полные счастья глаза своих маленьких танцоров, вы поймете, что у вас получилось, и поверьте, ради этого стоит быть музыкальным руководителем.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.    Музыка и движение /Упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет/ Сост. С. И. Бекина и др., Мин. Просвещение 1983г.
2.    Музыка и движение. / Упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет/ Сост. С. И. Бекина и др., Мин. Просвещение1984г.
3.    Музыка и движение / Упражнения, игры и пляски для детей 3-4лет/ Сост. С. И. Бекина и др., Мин. Просвещение1981г.
4.    Музыкально-двигательные упражнение в детском саду, Сост.Е. П. Раевская и др. Мин. Просвещение 1991г.
5.    Музыкальные этюды в детском саду. Сост. А. Н. Зимина Мин. Просвещение 1971г.
6.    Музыкальное воспитание в детском саду. Ветлугина Н.А. Просвещение1981г.
7.    Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. Бырченко Т., Франио Г. М. Советский композитор 1991г.
8.    Первые шаги в музыке. Андреева М., Конорова Е. М. Советский композитор 1991г.
9.    Дошкольное воспитание № 7, 1989г.
10.  Дошкольное воспитание № 3 – 4, 1996г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дипломы победителей