среда, 6 мая 2020 г.

Театрализация на музыкальных занятиях


Театрализация на музыкальных занятиях
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Муравьева В. В.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. А она, как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно. Вспомнить хотя бы гениального чеха – Яна Амоса Каменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам. Но, несмотря на

известную «обкатанность»театрализованная деятельность и сегодня остается не до конца раскрытой. И далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и на практике, до конца не разобралась в подходах к организации театральной деятельности в детском саду. Однако, несмотря на многие проблемы, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.
Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?
С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра. К сожалению, часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированного представления.Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен – детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами – марионетками? А можно ли работать иначе?
Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия. Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Дети, которые принимают активное участие в театральной деятельности, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» - утверждал Б. М. Теплов [5, с. 41].
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому,не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел«Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество;
развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д. ;
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театратеатральными жанрами, с различными видами кукольных театров);
обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дипломы победителей